Артём Белевич (bibliophagus) wrote,
Артём Белевич
bibliophagus

  • Music:

Ивановская площадь Московского Кремля




Снова Алексеев. А может и не он сам, а кто-то из его школы. С этим Алексеевым вообще много непонятного. Во всяком случае, с достоверными источниками я разобрался ещё не до конца, а Интернет тиражирует одни и те же недопроверенные сведения.

Мне пока так и не удалось выяснить — имел ли художник какое-то отношение к опубликованной мною недавно картине «На площади у Большого театра 7 ноября 1824 года». Как только что-нибудь узнаю наверняка — непременно дам знать. А пока же — цитата из монографии Алексея Фёдорова-Давыдова «Фёдор Яковлевич Алексеев» (изд-во «Искусство», 1955 г., стр. 73) о последних годах жизни художника:

Современники, как мы помним, ограничивали творческий расцвет Алексеева концом 1810-х годов. И это справедливо. Написанная им в 1820 году картина «В храме», а в 1823 году «Вид на Камеронову галлерею» говорят об упадке таланта и мастерства стареющего художника.

Он жил ещё недолго. В ноябре 1824 года Правление Академии художеств было извещено рапортом своего эконома, что «служивший в сей Академии Советник оной по живописи перспективной, коллежский советник и кавалер Фёдор Яковлевич Алексеев, страдавший долгое время расслаблением от старости лет и параличной болезни, на конец текущего 1824 года ноября 11 числа волею Божиею умер». Непосредственной причиной его смерти была «водяная болезнь».

Умер этот выдающийся художник, столь много сделавший для развития культуры своей страны и для воспитания питомцев Академии, в такой нужде, обременённый семьёй, с малыми детьми от своей второй жены, что Академии пришлось выделить на его похороны 600 рублей «во уважение долговременной и усердной службы его, также крайней бедности». В 1826 году вдове Алексеева была назначена пенсия 300 рублей в год, то есть половина академического жалованья мужа.


И — несколько слов о приведённом выше пейзаже. Почти ничего из изображённого на нём до наших дней не сохранилось. О Николаевском дворце и Вознесенском монастыре я уже писал, справа же на картине запечатлена церковь Святителя Николая Чудотворца «Гостунского». Построена она была в начале XVI века, а уничтожена не большевиками и не французами, а по высочайшему повелению Государя Императора Александра I — в 1817 году. Официальная формулировка причины — как «по местоположению своему и по бедности архитектуры делающий безобразие Кремлю». Престол и святыни храма были перенесены в Успенскую звонницу, а камень пущен на строительство Екатерининской церкви Вознесенского монастыря.
Tags: Москва, Московский Кремль, Ф. Алексеев, архитектура, графика, утраченное наследие, храмы, цитаты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments