Артём Белевич (bibliophagus) wrote,
Артём Белевич
bibliophagus

  • Music:

Егор Летов: «„Мумий Тролль“ — самая вопиющая халтура»




Над сценой захудалого столичного кинотеатра кумачовая растяжка с надписью — «Авангард красной молодёжи». В партере беснуется та самая «красная» молодёжь. На сцене восседает длинноволосый человек в очках с гитарой, поёт песни. Через несколько минут толпа заведётся настолько, что учинит в кинотеатре настоящий погром.

Закончится всё приездом ОМОНа и арестом нескольких десятков человек. Это сценарий почти каждого выступления анархо-коммуниста, лидера культовой омской группы «Гражданская оборона» Егора Летова.

— А что плохого в том, что люди активно ведут себя на концертах? — поясняет он. — Раз уж ты пришёл на живое выступление любимой группы, надо плясать и орать. Я бы тоже не сидел спокойно. Поэтому на своих концертах новых песен никогда не пою — люди же их не знают. Тут же перестают подпевать и орать, стоят и слушают.

— Ты всегда держался особняком, не вписываясь в рок-братство. Это принципиальная позиция или просто никто не хочет с тобой «дружить» из-за твоих политических взглядов?

— Разумеется, это моя принципиальная позиция. Во-первых, сам ни к кому на поклон не ходил. «Гражданская оборона» — первая команда, которая не стала играть по западным правилам шоу-бизнеса (если это можно назвать бизнесом). Мы создали свой независимый лейбл «ГрОб рекордс», куда помимо нас вошёл ещё десяток сибирских команд, которые близки нам по духу.

Во-вторых, когда я читаю в музыкальной прессе высказывания коллег, у меня сильно портится настроение. Мне скучно. И возникает чувство стыда за всё, что они говорят. Один из немногих людей, которого я уважаю, — это Шевчук. Под всем, что делает, он подписывается. Это очень важно. А вот по поводу того же Гребенщикова я не могу так сказать, он курьёзный человек. Читал какие-то его дурацкие высказывания про карму, которые он надёргал из разных источников. Он просто хорошо знал английский язык в то время, когда мало кто им владел. Много слушал и понимал, о чём, к примеру, поют Циммерман, Костелло, «Спиро Джира» и т. д. Но я тоже много слушал. Поэтому понимаю, у кого и что именно спёр Гребенщиков. Он просто талантливый компилятор. По российским масштабам его даже можно назвать гениальным. А то, что он полез в религиозно-мистические дела, это вообще не поддаётся никакой критике. Я с этим знаком не понаслышке, сам практикую. Но, как любой практик, предпочитаю об этом молчать. А Гребенщиков говорит на каждом углу. Причём и рассуждения у него совершенно бредовые. Хотя не хочу разубеждать людей, которые любят БГ и льют слёзы, слушая его.

Но самая вопиющая халтура за последние годы — это Лагутенко и его «Мумий Тролль». Я вообще не понимаю, почему такие группы становятся популярными. Тексты песен совершенно неосмысленные, галиматья какая-то. Причём совершенно бездарно написанные даже с точки зрения лингвистики. Отвратительный имидж, который у сознательной части населения вызывает глубокое отвращение, — очень манерно и провинциально, так же как у Земфиры. Хотя она достаточно талантливая девчонка, но правильно кто-то из зрителей в программе Диброва «Антропология» сказал: «Песни мне ваши нравятся, а от провинциального хамства душу коробит». Я подписываюсь под этими словами.

При этом у меня очень хорошие отношения с «АукцЫоном». Нравится их эстетика, и люди они прекрасные (при встречах мы по возможности напиваемся вместе). Люблю группы «Не ждали», «Вопли Видоплясова». Из того, что за последнее время услышал, на меня произвела впечатление питерская группа «Монро и Кеннеди» (девушка исполняет рок на домбре*). А лучшей нашей группой считаю «Любэ», хотя, к сожалению, мы даже не знакомы. У меня есть все их компакт-диски, и во время алкогольных возлияний мы часто слушаем их. У меня вообще огромная фонотека старых советских песен, начиная с пятидесятых годов и заканчивая Миансаровой и Пьехой.

— Чем тебе близка эта музыка?

— Ну как же? У нас дома радио вообще не выключалось, и я вырос на этих песнях. В три года многие уже знал наизусть и пел их. Сегодня слушаю и джаз, и электронную музыку.

— А как же наша попса?

— У меня дома два телевизора, которые не выключаются день и ночь. И попс тоже мимо не проходит. Очень нравятся Салтыкова и Черникова. С точки зрения идиотизма это самые крутые певицы. Мы даже с женой составляем свои хит-парады. Я тут недавно смотрел по телевизору живой концерт «Иванушек». Ох я диву давался! Если единственный раз кто-то из них в ноты попал, это было хорошо.

— Ты таким образом ведёшь борьбу с засильем поп-культуры?

— Бороться с этим всё равно что отказываться от фруктов или конфет.

— С кем или с чем ты тогда борешься?

— С тем, что происходит. Скажем, с развалом и тотальным пессимизмом, который охватил всё общество.

— Но и с тем и с другим нужно бороться конструктивно.

— Деструкция тоже конструктивна. Падающего толкни, утопающего утопи. То, что должно рухнуть, нужно обрушить, для того чтобы дать простор новому движению.

Владимир ПОЛУПАНОВ

«Аргументы и факты», 1999, №45, стр. 18.


* То ли автор статьи что-то напутал, то ли редакторы недоглядели: солистка группы «Дочь Монро и Кеннеди» играет на домре — русском струнном щипковом музыкальном инструменте. Домбра же — родственный домре инструмент, но уже казахский.

Другие материалы по теме:

2007/03/24 «Моя оборона»
2007/11/01 «Hall of Fame, part II»
2010/02/19 «О Летове — панке»
2011/04/21 «Патриотизм и идиотизм»
2011/07/07 «Ушами не услышать, мозгами не понять…»
Tags: mcmlxxxiv, Летов, архивы, портреты, слушаем музыку
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments