Артём Белевич (bibliophagus) wrote,
Артём Белевич
bibliophagus

  • Music:

Чьё Рождество мы празднуем и когда?




Последние семь-восемь лет наше телевидение в канун 25 декабря обязательно сообщает о том, что в полночь наступает католическое Рождество, а на следующий вечер показывает нам картинки того, как празднует этот священный день Римско-католическая Церковь. Но дело в том, что католического Рождества как такового в природе просто не существует. Как, впрочем, православного, лютеранского, англиканского, баптистского и т. д., и т. п. А то, что разные народы Рождество отмечают в разные дни, на то причины сугубо исторические, к самому Иисусу из Назарета никакого отношения не имеющие. Они больше связаны с Гаем Юлием Цезарем и папой Григорием XIII.

Ни в одном из четырёх канонических Евангелий (жизнеописаниях Христа) о дате его рождения вообще не упоминается. И отнюдь не по забывчивости их авторов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Дело в том, что христианство первоначально развивалось как одна из еретических сект иудаизма, иудеи же день рождения не отмечали, считая, что в нём «начало и вина всех скорбей и страданий человека». Лишь в начале III века в Египте, в христианской общине Александрии, стали, наконец, праздновать Рождество, а также Крещение и Богоявление Христово, и делали это 6 января. Праздник был полностью заимствован у древних египтян.

С незапамятных времён по всему побережью Нила в ночь с 24 на 25 декабря проходила пышная мистерия, во время которой из храмов выносили статую Исиды с младенцем Гором — сыном её и Осириса, этот обряд полностью перекочевал в рождественский «крестный ход». Из ила жрецы лепили фигурки Осириса и втыкали в них зёрна ячменя. Через двенадцать дней, когда зёрна прорастали, фигурки с криками: «Осирис воскрес!» — бросали в Нил. Прибавьте двенадцать дней к 25 декабря, и получится 6 января: двенадцать было священным числом у египтян. Ровно столько ворот проплывал ночью по подземному Нилу бог солнца Ра, чтобы утром на заре вновь появиться на небе.

Почему именно двенадцать? Да потому, что уже в глубокой древности египетские, а до них шумерские звездочёты заметили, что в течение года Солнце поочерёдно находится в одном из двенадцати созвездий, которые получили название «пояса Зодиака».

Дата, считающаяся у всех христиан священной, подсказана самой природой. Именно в эти дни — 21–25 декабря — наступает зимнее солнцестояние, после чего поворачивает «солнце на лето», начинает пробуждаться природа — происходит как бы её рождество. Праздник Солнца пышно отмечали древние персы. От них культ Митры проник в Рим, и император Аврелиан даже объявил этого чужеземного бога покровителем римлян. Они охотно восприняли новшество, тем более что вслед за днём рождения Митры — 25 декабря — начинались 12-дневные сатурналии — время безудержного и всеобщего веселья.

В 354 г. отцы Церкви, не мудрствуя лукаво, просто-напросто перенесли день рождения Христа с 6 января на 25 декабря. Оно и стало началом святого двенадцатидневья, а Крещение (Епифания) и Богоявление завершают их. В промежутке же между ними отмечаются и другие важные церковные праздники, например, на восьмой день — Обрезание Господне. Не все Церкви подчинились этому решению сразу, а армянская и коптская — не подчинились до сих пор. Верующие армяне и копты (доарабское население Египта) по сей день отмечают Рождество 6 января.

Что касается нашего отечественного православия, то, поскольку оно всё ещё пользуется юлианским календарём, который отстаёт от григорианского на 13 дней, праздник передвинулся аж на 7 января. Таким образом, Иисус Христос на сегодня — единственный и среди людей, и среди богов, имеющий сразу три дня рождения.

Что же касается старого, юлианского стиля, которого так упорно придерживается Русская Православная Церковь (кстати, в западноевропейских и американских православных церквах давно уже пользуются григорианским календарём), то вопрос этот гораздо серьёзнее, чем может показаться на первый взгляд. Не случайно большевики — ниспровергатели религии — усмотрели здесь слабость Церкви, которая своим анахронизмом, буквально «несоответствием времени», как бы доказывала, что изжила самоё себя. Но сегодня, когда люди вновь обратили свои взоры к Церкви, а сердца — к Богу, упорство Русской Православной Церкви и нежелание идти в ногу со всем цивилизованным миром лишь затрудняет ей общение с народом.

Валерий КАДЖАЯ

«Аргументы и факты», 1995 г., № 51.
Tags: Христос, архивы, история, религия, христианство
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments