Артём Белевич (bibliophagus) wrote,
Артём Белевич
bibliophagus

  • Music:

О романтической любви (часть 3)




Каждый мужчина должен уметь устанавливать связи с окружающими его людьми и входить в любую ситуацию. Но не менее важно и даже более необходимо, чтобы он научился входить в контакт с самим собой. До тех пор пока он не научится беспристрастно взглянуть на свои мотивы, желания и неиспользованные возможности, составляющие его самую интимную тайну, он никогда не достигнет внутренней полноты или подлинной завершённости. Внутренняя сила, которая постоянно заставляет нас добиваться исполнения нереализованных желаний и достижения недоступных ценностей, оказывается самой пронзительной силой в человеческой жизни. Такой силой для мужчины является анима; ибо она является его душой. Поэтому не стоит удивляться, что мужчина видит в ней богиню, ибо только она одна может придать смысл его жизни. Следовательно, конечный смысл должен быть найден внутри: мужчина должен относиться к внешнему миру, черпая силы в своей внутренней целостности, не занимаясь бесцельными поисками вовне того самого смысла, который он находит на одиноких тропинках собственной души. […]

В современном западном человеке мы видим множество усложнений, которые являются следствием такого проникновения души в человеческие отношения. Мужчина на полном серьёзе начинает требовать от своей жены или подруги, чтобы она превратилась в богиню, чтобы она стала его душой и давала ему постоянное восторженное ощущение совершенства. Вместо того, чтобы посмотреть внутрь самого себя, туда, где хозяйничает его родная анима, он занят поисками своей души во внешнем окружении и требует её от женщины. Обычно он так занят проецированием своего внутреннего идеала на неё, что редко видит ценность и красоту реально существующей женщины. А если его проекции внезапно испаряются, и его «влюблённость» в романтическом смысле проходит, он оказывается в ужасном конфликте. Он желает следовать своей проекции, но она исчезает и переносится на другую женщину, подобно бабочке, перелетающей с одного цветка на другой. Возникает ужасный конфликт ценностей и ужасный конфликт нарушения преданности […].

Идеал возвышенной любви распространился на всю феодальную Европу и положил начало революции в наших установках по отношению к фемининным ценностям любви, взаимоотношениям, утончённым чувствам, преданности, духовному опыту и поиску прекрасного. Эта революция в конце концов превратилась в то, что мы называем романтизмом. Романтизм также изменил наши установки по отношению к женщине, но оставил странное расщепление наших чувств. С одной стороны, западный человек начал глядеть на женщину как на воплощение абсолютной чистоты, святости и целостности. Женщина стала символом анимы — «Моей Госпожи Души». С другой стороны, пойманный в рамки патриархального мышления, мужчина продолжал видеть в женщине носительницу женской «эмоциональности», иррациональности, мягкости и слабости. Все эти черты скорее присущи мужской фемининности, чем являются характеристиками реальной женщины.

До сих пор западный мужчина не может перестать смотреть на женщину как на некий символ и начать видеть в ней просто женщину, человеческое существо. Он пойман амбивалентными чувствами, которые он не испытывает по отношению к собственной фемининности, иногда спеша к ней в поисках своей потерянной души, иногда презирая её как лишнее жизненное неудобство, «усложнения механизма» его патриархального агрегата. Это болезненное расщепление внутри мужчина проецирует на реальную женщину, и война, которую он ведёт, происходит за её счёт.

Со времён возвышенной любви изменилось несколько вещей. В начале, когда она существовала в качестве духовного идеала, возвышенная любовь запрещала сексуальные отношения или браки между возлюбленными. Они ощущали, что такая интенсивность обожания, свойственная иному миру, не может быть смешана с личными отношениями, с браком и физическим контактом. Мы же, наоборот, всегда смешиваем роман с сексом и браком. Главное отношение, которое не изменилось на протяжении многих столетий, заключается в следующем: наша бессознательная вера в то, что «истинная любовь» должна быть взаимным религиозным обожанием чрезвычайной интенсивности […]. Но, в отличие от наших возвышенных предков, мы пытаемся принести этот культ в нашу личную жизнь, сочетая его с сексом, браком, приготовлением завтрака, платой налогов и воспитанием детей.

Возвышенная вера в то, что истинная любовь может существовать только вне брака, до сих пор живёт в нас, бессознательно влияя на нас гораздо больше, чем мы считаем. Мужчина полагает, что его жена будет заботиться о детях, о том, чтобы на столе была еда, вносить свою лепту в семейный бюджет и оказывать ему поддержку в ежедневной борьбе за существование.

Но другие его части хотят, чтобы она была воплощением анимы, Пресвятой Девой, неземной красоты и совершенства. Он удивляется, как может чистая и ослепительная богиня, которую он обожал, превратиться в обыкновенную жену, которая к тому же является совершенно бестолковой. Женщина видит, как её муж работает, платит налоги, чинит машину и защищает свои интересы, — то есть живёт обыкновенной жизнью. Она удивляется: что произошло с рыцарем, который обожал и боготворил её во времена, когда помещал её на пьедестал, во времена, когда переживания были такими интенсивными, столь восторженными, столь блаженными. […]

С одной стороны, мы хотим стабильности и связи с обыкновенным человеческим бытием. С другой стороны, мы бессознательно требуем кого-то, кто воплощал бы в себе душу, кто олицетворял для нас божество и пространство Света, кто бы приводил нас в состояние религиозного обожания и наполнял нашу жизнь восторгом.

Роберт Джонсон. «Мы: Источник и предназначение романтической любви». М.: «Гиль-Эстель», 1998, стр. 52, 54–55, 59–60.

Часть 1 Часть 2 Часть 4
Tags: Богородица, Боттичелли, безконечный апрель, живопись, мужское и женское, психология, цитаты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments